Средняя общеобразовательная школа №3
Омск
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность формируется в рамках ООП НОО и ООО средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Деятельность по формированию читательской грамотности предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелена на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. При формировании и оценке читательской грамотности используются:

    Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. В рамках ООП НОО и ООО естественно-научная грамотность формируется средствами предметов естественно-научного цикла и разными форматами внеурочной деятельности. Процесс формирования естественно-научной грамотности включает в себя следующие виды деятельности: объяснение и описание явлений; использование и построение моделей явлений и процессов; прогнозирование изменений; формулирование выводов на основе имеющихся данных; анализ этих выводов и оценка их достоверности; выдвижение гипотез и определение способов их проверки; формулирование цели исследования; построение плана исследования; дискуссия по естественнонаучным вопросам. При формировании и оценке естественно-научной грамотности используются:

    Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Математическая грамотность включает в себя не только знание и понимание математических понятий и методов, но и умение применять их на практике. Человек с математической грамотностью может использовать математику для решения реальных проблем, а не только уметь решать абстрактные математические задачи. Кроме того, математическая грамотность способствует развитию аналитического мышления, логического мышления и критического мышления, формированию навыков моделирования реальных явлений, проведения исследований и принятия решений. В рамках ООП НОО и ООО формирование математической грамотности осуществляется, прежде всего на уроках математики, как в рамках, конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. При реализации ООП ООО формирование математической грамотности осуществляется через предметные курсы «Физика», «Информатика», «Финансовая грамотность», а также курсы внеурочной деятельности в поддержку данных предметов. При формировании и оценке математической грамотности используются:

    Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Формирование финансовой грамотности подразумевает знакомство обучающихся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, формирование и развитие умения выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски.

    Полезные ссылки по финансовой грамотности

    Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности — https://www.hse.ru/org/hse/61217342/61217360/mcfc

    Сайт национальной программы повышения финансовой грамотности населения — http://вашифинансы.рф/

    Сайт Министерства финансов РФ — www.minfin.ru

    Сайт «Хочу. Могу. Знаю» — http://хочумогузнаю.рф

    Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением— http://ecschool.hse.ru

    Сайт «История денег»— http://pro.lenta.ru/money

    Сайт «Основы экономики»— http://basic.economicus.ru

    Сайт Министерства финансов РФ — www.minfin.ru

    Журнал «Работа и зарплата»— http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata

    «Достаток.ру»— сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru

    Cайт журнала «Семейный бюджет»— http://www.7budget.ru

    Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php

    Сайт «Экономика для школьника» — www.iloveeconomics.ru

    Сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам — www.nes.ru

    Банк России. www.cbr.ru

    Агентство по страхованию вкладов. http://www.asv.org.ru/

    Союз защиты потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз). http://finpotrebsouz.ru/

    Банки РУ www.banki.ru

    Центральный банк о страховании http://www.cbr.ru/finmarkets/?prtid=sv_insurance

    Сайт Министерства финансов РФ  www.minfin.ru

    Сайт Федеральной налоговой службы РФ www.nalog.ru

    • Креативное мышление — способность обучающихся грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, а также умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни.
    • Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

     В 2022 – 2023 учебном году обучающиеся нашей школы приняли участие в следующих мероприятиях по финансовой грамотности:

    11.04.2023  игра по финансовой грамотности «Личные финансы». Сертификат

    20.04.2023 онлайн-урок «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами». Сертификат

    21.04.2023 онлайн-урок «Личный финансовый план. Путь к достижению цели». Сертификат

    Учитель истории и обществознания Малахова Наталья Алексеевна в октябре 2022 года прошла курсы повышения квалификации по теме «Формирование финансовой грамотности на уроках истории у учащихся 5–11 классов». Удостоверение

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie